Скрыть
Раскрыть

Александров Д. А.1,2, Баранова В. В.1,2, Иванюшина В. А.1,2
  • 1 НИУ ВШЭ, 190008, Россия, Санкт-Петербург, ул. Союза Печатников, д.16
  • 2 НИУ ВШЭ, 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, д.20

Дети и родители — мигранты во взаимодействии с российской школой

2012. № 1. С. 176–199 [содержание номера]

Александров Даниил Александрович — кандидат биологических наук, профессор, руководитель Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб. Эл. адрес: d_alexandrov@hse.spb.ru 

Баранова Влада Вячеславовна — кандидат исторических наук, научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб. Эл. адрес: vbaranova@hse.spb.ru 

Иванюшина Валерия Александровна — кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории социологии образования и науки НИУ ВШЭ — СПб.  Эл. адрес: ivaniushina@hse.spb.ru 

Представлены результаты первого в России масштабного исследования адаптации детей из семей мигрантов в школах. На основании результатов анализа эмпирического материала обсуждаются вопросы этнической и социальной дифференциации школ, взаимодействия родителей со школой, отношения учителей к иноэтничным ученикам, межэтнического общения школьников.

Установлено, что распределение детей по школам в большей степени определяется их социальным положением, чем этническим происхождением. Подтверждены данные американских социологов о том, что существует позитивный отбор мигрантов и что для мигрантов первого поколения характерен так называемый иммигрантский оптимизм. Предполагается, что в России этот эффект обусловлен недавним началом массовой миграции, в связи с чем может быть утрачен в следующем поколении.

С использованием метода многоуровневой регрессии продемонстрировано влияние миграционного и этнического статуса на успеваемость. Показано, что дети-мигранты, принадлежащие к этническим меньшинствам, обладают высокой учебной мотивацией и их образовательные результаты не уступают достижениям их местных сверстников в этих же школах, а образовательные планы иноэтничных мигрантов не отличаются от таковых этнического большинства. Результаты анализа сетей общения в классах свидетельствуют об отсутствии в школах дискриминации представителей этнических меньшинств со стороны этнического большинства вопреки существующим в российском обществе националистическим настроениям.

Определены перспективы продолжения исследования с точки зрения долгосрочных социальных прогнозов.

BiBTeX
RIS

Новости

16 сентября 2022

Важно!!! У журнала "Вопросы образования" новый сайт


30 июня 2022

Новая книга в Библиотеке журнала «Вопросы образования» — «Ускоренные университеты»


24 июня 2022

В Библиотеке журнала «Вопросы образования» опубликована книга Вадима Радаева «Преподавание в кризисе»